Рамон Монегал: «Наиболее близкий к парфюмерии литературный жанр — поэзия»
О переломных моментах в истории, независимости и ольфакторных образах
Рамон Монегал — парфюмер в четвертом поколении и основатель одноименной нишевой марки. Вдохновившись последними событиями в Украине, он создал аромат The New One, посвященный нашей стране. Если верить автору, композиция говорит одновременно о силе и смелости украинского народа, драматизме перемен и важности романтичных идеалов. А еще — о том, что актуальные изменения в Украине ведут к лучшему. В сложные для страны моменты крайне важно находить время на красоту вокруг. Поэтому и мы не упустили возможности поговорить о тонкостях парфюмерного ремесла, романтике изменений, первозданной красоте природы и несбывшихся мечтах.
Как возникла идея аромата для Украины? Почему именно наша страна?
Во многом — потому что сейчас в Украине происходят события, которые кажутся невозможными в 21 веке. Поэтому у нас с Кристиной Курганской появилась идея и мотивация создать сильный, оптимистичный аромат, который отображал бы эти изменения. Так появился The New One. Я описываю его как запах весны после долгой и суровой зимы.
А что конкретно в композиции отображает Украину и украинское?
Меня больше вдохновляют чувства, а не люди. Поэтому и композиция основана на ассоциациях, а не на конкретных запахах, сопровождавших прошлогодние киевские события. Самым главным источником вдохновения для меня была и есть природа. Поэтому в композиции есть, например, дубовый мох и мате как символ свободы и смелости, и в то же время — ландыш как дань романтике и идеализму. Я пытался понять и выразить происходящее в Украине, ведь у нас в Испании была похожая ситуация. Мы переживали времена смены диктатуры на демократию, и я также пережил эти изменения — в людях, культуре, моде и даже в парфюмерии. Для меня было важно передать это общее ощущение обновления и изменений.
Никто не научил нас, как общаться с помощью аромата
И как, удалось? Это ведь такой сильный образ — молодое государство в переломный момент.
Думаю, да. В целом, я вижу свою миссию еще и в том, чтобы донести важность ольфакторного образа, за который отвечает аромат. Дело в том, что люди ограничены в возможностях обоняния, мы не ощущаем запахи так остро, как это делают животные. Мы не можем ощутить грусть, смелость и другие чувства по запахам. Никто не научил нас, как общаться с помощью аромата. Никто не говорит о значениях компонентов, которые составляют композицию. И сегодня, имея уже более чем 30-летний опыт работы в парфюмерии, мне хочется объяснить, как можно общаться с помощью ароматов, как их интерпретировать и как создать свой ольфакторный образ, который будет грамотно дополнять образ визуальный.
Одна из последних тенденций в парфюмерии — мультикультурность, сочетание восточных и европейских традиций. А в композиции The New One каким-либо образом отражается украинская мультикультурность?
Вы знаете, я в целом скорее сторонник космополитизма. И будучи сейчас в Киеве, не вижу здесь каких-то принципиальных отличий от жизни в Европе, да и природа местами схожая. Меня прежде всего интересовал момент активных изменений в государстве. Это период, который в разное время переживали практически все страны. Я стремился выразить именно его. Есть государства и культуры, которые уже пережили этот переломный этап и вышли на новый уровень, а есть такие страны как Украина, которая только проживает эти изменения и нуждается в желании жить, энергии, силе и оптимизме. В композиции аромата я стремился передать это состояние, а также уверенность в том, что выбранный украинцами вектор движения — верный.
Меня вдохновляют чувства, а не люди
Ваш фирменный флакон-чернильница намекает на тонкую связь парфюмерии и литературы. Расскажите о литературных источниках вдохновения в работе и в целом о любимых авторах.
Я читаю научную фантастику, которая мне нравится, но никак не влияет на мою работу с парфюмерией. Для меня самым близким к парфюмерии жанром является поэзия. Стихотворение рассказывает историю, используя совсем немного слов и ценность этих слов очень высока, а это очень похоже на парфюмерию. Каждое слово в стихотворении имеет свою ценность, в нем нет ничего лишнего. Здесь можно провести параллель с формулой аромата, потому что она состоит из компонентов, которые должны взаимодействовать между собой и приводить к эстетическому результату. В композицию аромата не может входить лишний или ненужный компонент. Из поэтов я очень люблю Антонио Мачадо, это один из наиболее талантливых современных авторов Испании. Меня невероятно вдохновляет его отношение к природе.
Парфюмерия — это лирика и чувственность, или все же монотонная математическая работа в лаборатории как оборотная сторона внешнего романтизма профессии?
Доля математической работы здесь минимальна. Да, формулу нужно рассчитывать, но даже этот расчет зачастую происходит интуитивно, «на глаз». Куда большее значение имеют идеи и образы, которые ты воплощаешь. Для меня самое важное — выбор ингредиентов, который всегда неслучаен. У каждого компонента должна быть своя функция, как и у любого запаха, который существует в природе. И кроме того, для меня важна интуиция и работа мысли. Технический процесс и интеллектуальная составляющая, разработка концепции — две неотъемлемых части работы, но лично для меня последняя находится в приоритете.
Наиболее близкий к парфюмерии литературный жанр — поэзия
Обязательно ли учиться профессии парфюмера или достаточно иметь талант и любовь к своему делу?
Это специализированная профессия, поэтому всегда нужно, чтобы у тебя был наставник, который обучит всем тонкостям. Конечно, сама форма обучения длительная и несколько устаревшая, но в итоге это именно то, что дает тебе возможности и знания, чтобы экспериментировать и создавать что-то самому. Парфюмер становится парфюмером только тогда, когда он знает ингредиенты и разбирается в них и, в идеале, может обучить этим знаниям другого.
Возможность зафиксировать в первозданном виде любой аромат — моя самая смелая мечта
Насколько тяжело оставаться независимым и нести свои идеалы и эстетику, воспитывая вкус у клиента?
Оставаться независимым очень сложно, потому что коммерческая составляющая нашего дела также довольно непроста. Экономически гораздо проще быть связанным с крупным брендом или корпорацией. С другой стороны, для меня крайне важно быть независимым, потому что только так можно заниматься тем, чего действительно хочешь. У меня есть друзья-парфюмеры, с которыми я могу обсуждать рабочие вопросы и, в частности, те ароматы, над которыми я работаю. Но работать в команде не очень легко, гораздо проще делать все одному, и удовольствия в конечном итоге это приносит больше.
В заключение позволим себе немного помечтать. Если бы вы могли точно зафиксировать любой аромат из существующих в мире и создать парфюм, каким бы он был?
Всегда нужно мечтать, без мечты нет жизни. Но я все же склоняюсь к мнению, что идеального аромата не существует. В парфюмерии существуют так называемые закрепители, но на самом деле таковыми они не являются, это просто стойкие компоненты. Если бы кто-то смог найти сам способ зафиксировать аромат, это и была бы моя осуществленная мечта. Я очень люблю ирис, это один из самых удивительных парфюмерных компонентов. Он красиво раскрывается, великолепно звучит в сердце, но слишком быстро исчезает. Возможно, когда-нибудь станет возможным изменить это и зафиксировать его. Мне бы этого очень хотелось.
Текст Валерия Самодаева
Опубликовано15 дек. 2014 10:00:03
ФотоСергей Сивяков
Источник: http://www.buro247.ua/beauty/expert/ramon-monegal-naibolee-blizkiy-k-parfyumerii-liter.html