30-е годы двадцатого столетия, на куске суши, зажатом двумя океанами, Тихим и Атлантическим – были тревожными и безрадостными. Великая депрессия, и все такое. Как всегда, когда «хлеба» становится меньше, необходимо увеличивать количество «зрелищ». Видимо сумма этих явления, по весьма ироничной задумке Мироздания, в жизненном раскладе большинства людей должна быть постоянной. Иначе – депрессии и другие, социально негативные явления. Именно по этому, в те годы было направлено огромное количество средств и энергии в создание помпезных кино-хитов. Что, естественно, благоприятно отразилось на качестве нарядов киноактрис.
Голливудские фильмы имеют богатую историю создания смелых и экстравагантных костюмов. Я выбрала сценические образы реальных исторических персонажей, поскольку это заставляло авторов держатся в определенных рамках, не сдерживая при этом полета фантазии. На фото мы увидим работы таких больших мастеров, как Адриан, Трэвис Бентон, Уолтер Планкетт, Эдит Хэд, и Ирен Шарафф.
Я не претендую на то, что выбрала лучшее. Может быть у вас, есть другие, не менее интересные находки.
1) Алла Назимова в Саломее. Костюм Наташи Рамбовой, 1923
Библейская история, переработанная Оскаром Уайльдом, легла в основу фильма. Образ эпатажный и своенравный. Декорации и костюмы были разработаны балериной (весьма талантливой) Наташей Рамбовой. Сама она девушка не русская (её имя — сценический псевдоним) и в России не была, а родилась в Солт-Лейк-Сити. По этому, хватка у Наташи американская – она жена и менеджер Рудольфо Валентино. Дружила с художником Романом Тыртовым, которого в Голливуде величали Эрте. Этот костюм был вдохновлен книжными иллюстрациями Обри Бёрдслей.
2) Эвелин Брент в SLIGHTLY SCARLET. Костюмер — Трэвис Бентон, 1930
Эвелин Брент играет невольную сообщницу похитителя драгоценностей, орудующего на скачках Парижа и Французской Ривьеры. Она и сама выглядит как драгоценный камень, в этом удивительном “hostess gown.” (Домашнее платье?) Ткань была из сапфирового шифона, инкрустированного кристаллами.
3) Кей Джонсон в Мадам Сатана. Костюмер — Адриан, 1930
Кей Джонсон играет обычную домохозяйку, которая теряет внимание мужа и в образе «Мадам Сатана» попадает на вечеринку на дирижабле. Ну сюжет «Летучей мыши», переработанный и технически дополненный 🙂 .
В костюме разработанном Адрианом были красные блестки на внутренней части плаща, вырез лифа в виде языков пламени. Пламя, переходящее в перчатку, и рогатая маска. Бархат не черный, а темно-фиолетовый — так лучше для черно-белой пленки.
4) Грета Гарбо в роли Мата Хари. Костюмер — Адриан, 1931
Безусловно, одним из самых удивительных костюмов в истории кино является этот наряд, сделанный для Гарбо. Брюки из золотой сетки, лиф из зеленых стеклянных бусинок, и кристаллы, и металлическая тюбетейка, и украшенный драгоценными камнями ремень. Костюм с открытой спиной и полочкой в виде драгоценной кольчуги, как бы намекает на уязвимость образа Гарбо — Мата Хари. Пятнадцать человек трудились три недели, чтобы сделать костюм.
5) Марлен Дитрих в «Шанхайском экспрессе». Костюмер — Трэвис Бентон, 1932
Марлен Дитрих играет в фильме фон Штернберга, необычайно красивую и умную женщину. Трэвис Бентон одевает её, доводя образ до совершенства. Фотографии той эпохи излучают очарование. Гламур может быть захватывающим!. Черное платье и лицо, окруженное тайной. Тем не менее, чувствуется внутренняя уверенность и сила. Длинная нитка жемчуга добавляет блеска черному платью. Перчатки и сумка — Hermes.
6) Кэтрин Хепберн в фильме «Кристофер сильный». Дизайнер Уолтер Планкетт, 1933.
Кэтрин Хепберн сыграла даму-авиатора в этой истории сложных любовных отношений в кругу Британской аристократии. Это был ее первый фильм, где она снялась в главной роли. Потрясающий наряд от Уолтера Планкетта разработан для вечеринки. Тема «серебряной бабочки» взята из «The White Moth» (Белая Моль), рабочего названия фильма. Костюм был сделан из небольших серебряных металлических квадратов, как самолет 🙂 , а на шлеме — антенны мотылька. В самом деле, она летала слишком близко к солнцу!
7) Клодетт Кольбер в «CLEOPATRA». Дизайнер Трэвис Бентон, 1934.
Этот фильм заслуживает особого внимания. Красота декораций и костюмов просто потрясала зрителя. Что же касается героини, по моему мнению, она была одной из первых предвестниц сексуальной революции. Да, до 60-70 еще далеко. Еще будет Война… Но Кольбер уже в роли Попеи (фильм «Крестное знамение») щекочет нервы зрителей пикантными сценами, например – купанием в ослином молоке!
Уловив тенденцию зрительских предпочтений, Цукер предложил Сесилю Б. Де Миллю пригласить Клодетт на роль Египетской царицы – образ роковой соблазнительницы как нельзя лучше подчеркивался кошачьей грацией и красивым низким голосом актрисы. Костюмы Трэвиса Бентона выполненные в стиле Ар-деко, как правило, облегающих силуэтов, не потеряли своего очарования и сегодня.
Кстати, говорят — Клодетт была так капризна, во время создания костюмов, что довела один раз Бентона до запоя, из которого его лично вытягивал Цукер. Видимо в роль удачно вжилась 🙂 . Клеопатра тоже доводила до инфаркта, что Цезаря, что Антония…
8) Вивьен Ли в «Унесенных ветром». Дизайнер Уолтер Планкетт, 1939
Это один из самых знаковых образов в истории кино. Хотя платье из шторы было частью оригинального романа, Планкетт доработал его с большим размахом, добавив накидку на одно плечо и пояс с огромными кистями. Он выбрал зеленый бархат, чтобы подчеркнуть цвет глаз Вивьен Ли. Шляпку Вивьен из бархата, украшенную черными перьями изготовил «г-н Джон». На фото Скарлетт в этом костюме в решающей сцене — она идет просить денег у Ретта, а затем сталкивается с Фрэнком Кеннеди.
9) Грейс Келли в фильме «Как поймать вора». Дизайнер Эдит Хэд, 1955
Изысканная Грейс Келли играет вместе с Кэри Грантом. Мастерская режиссура заставляет до последнего гадать – он или не он ворует драгоценности на Французской Ривьере? (Вообще воришки бриллиантов разного калибра и Французская Ривьера, это такое расхожее клише Голливуда). На фото один из лучших костюмов Эдит Хэд. Грейс в нём на костюмированной вечеринке в кульминации сюжета, в образе Марии Антуанетты – золотое платье 18 века, в комплекте с золотыми птицами и золотым париком.
10) Элизабет Тейлор в «CLEOPATRA». Дизайнер Ирен Sharaff ,1963.
Последний «смелый костюм» из другого фильма о Клеопатре, и, вероятно это, наиболее дорогой костюм для кино в истории. На самом деле расходы на производство и маркетинг составили $ 44 млн (в 1963!) и почти обанкротили «20th Century-Fox»(они были вынуждены остановить производство фильмов на нескольких студиях).
Золотой костюм внутри и снаружи сделан из семян жемчуга, золотого стекляруса, пайеток и, в том числе, плащ-накидка из кожаных полосок покрытых 24-каратным золотом, которые выглядят как крылья Феникса.
Оригинал перевода: http://silverscreenmodes.com/?p=848
Вот такая ретроспектива. Судя по серьезности подхода к сценическому костюму, и по колоссальным расходам, фраза «для нас важнейшим из искусств, является кино», сказанная в самом начале советского эксперимента, в Америке была услышана и принята к сведению :). А дальше каждый пошел своей дорогой.
С любовью к прекрасному, Инна Богданович.