В лето оно, в месяце шестом, дне 12 началась в старом городе Амстердаме знатная выставка 🙂 . Простите за слог, но уж больно издалека начали организаторы выставки в Рейксмюзеум, аж из 17-го века. И они очевидно правы. До появления фотографии модные идеи распространялись исключительно в печатном виде. Часто красиво раскрашенные, эти гравюры включали краткое описание модели и, иногда, рисовались с «вельможних пані». То есть принцип вытягивать модель за счет какой-нибудь знаменитости, существовал уже тогда. По этой причине, эти модные принты, считаются предшественниками современных модных журналов.
С 12 июня, Государственный музей впервые представляет большую ретроспективу своей богатой коллекции костюмов и модных принтов. История женской и мужской моды от 1600 года вплоть до первой половины 20 века, когда научились тиражировать фотографии. Более 300 печатных изданий. Выставка была разработана дизайнером и куратором Christian Borstlap, в сотрудничестве с fashion-иллюстраторами Piet Paris и Quentin Jones.
Издатели fashion картинок (назовем это так) делали все, для привлекательности своего продукта. Над проектами работали художники и граверы, некоторые из которых пошли дальше, и стали истинными fashion иллюстраторами. Хитрость была в том, чтобы изобразить модели на отпечатках, как можно более детально, не забывая передать ощущение высокой элегантности и тонкого вкуса. Гравер был ответственен за точную передачу эскиза на гравюре, сохранив все особенности дизайна. А «колорист» последовательно добавлял цвета в каждое отдельное изображение вручную.
Вы встретите на выставке работы многих мастеров, в частности Поля Пуаре, ведь его заявление «Мода — это искусство» ознаменовало начало новой эры.
Выставка также напоминает о субъективности fashion иллюстрации, по словам куратора Christian Borstlap «Фото указывает нам на реальность. Иллюстрации — интерпретации художника». Далее прямая речь Christiana Borstlap.
«Мы часто думаем, что в прошлом существовали другие методы и способы что либо делать. Но это не всегда так. В настоящее время, хотя у нас есть обилие информации и способов для создания модных журналов, потребности и поведение людей остались практически без изменений. Например, способ распространения модных идей не изменился с момента выхода первого издания моды в 1785 году. Журнал появлялся каждые две недели и отвечал на те же вопросы что и сегодня: «Что носить». И, кроме того, как жить, то есть акцент на «образе жизни», а значит аксессуары, интерьер и т.д. Другой пример можно найти в 18-м веке. Костюмы, изображения которых стали известны благодаря знаменитостям, имя которых крупными буквами всегда писалось внизу гравюры. Подобную концепцию модные бренды используют и сегодня».
«Наиболее интересным аспектом для меня была мужская мода 17-го века. Офицеры в очень ярких, богато украшенных одеждах, воротники, нагрудники и перья. Благородство и элегантность — удивительно красивый контраст с самой природой армии и войны. На самом деле, мне кажется, мужская мода никогда не была более выразительной, чем во второй половине 17-го века: кичливые брюки, длинные волосы до плеч, много кружев, лент и бантов. Пик подобной моды пришелся на царствование Людовика XIV».
«Экспозиция выставки заканчивается прямо перед появлением фотографии в модных журналах. В настоящее время, мы привыкли к фотографии, но в первой половине 20-го века в журналах были только иллюстрации. Вы также можете увидеть, как рука художника форматирует изображение. Абстракция реальности, в которой были подчеркнуты некоторые вещи, например, выражение объема и текстуры иногда, до карикатурности, иногда — в точку. Наконец, выставка увлекательный обзор традиции интерпретаций в мире моды. Или, как сказал бы Карл Лагерфельд, цитируя Гете – Сделать лучшее будущее, развивая элементы из прошлого».
Куратор выставки, Christian Borstlap
Беседу провела: Olivia Singer
Продолжение следует.
С любовью к прекрасному, Инна Богданович.