Продолжаю вчерашнюю тему о выставке, посвященной истории «модного журнала», проходящей в Амстердаме, в Государственном художественном музее Рейксмюзеум. Выставка увлекательный обзор традиции интерпретаций в мире моды. Или, как сказал бы Карл Лагерфельд, цитируя Гете – Сделать лучшее будущее, развивая элементы из прошлого
Происхождение модных журналов
1 / Gallerie des Modes, Dupin, Esnauts & Rapilly, ca. 1778
В 1778 году два молодых издателя увидели нишу на рынке. В ответ на растущий спрос со стороны парижан на новости моды они организовали периодическое издание папки гравюр под общим названием Gallerie des Modes. В начале, она включала только серию причесок, но публика настойчиво потребовала 🙂 иллюстраций с прическами адаптированными к нарядам. В итоге получились наборы картинок, отражающие одетого парижанина с «головы до пят». Издатели умудрились угодить французам, представляя весь спектр модного гардероба – от неглиже, до бального платья, платья в английском стиле, а также костюмов для мужчин.
Вот страница с прическами из этого альбома:
А так могло выглядеть платье, после портного:
2 / Franse prenten propageren Franse mode : Mejuffrouw De Loube in jachtkostuum, Antoine Trouvain, na 1692 — ca. 1695
Парижские граверы, в 80-х и 90-х годах 17-го века, создали большое количество fashion иллюстраций, дополненных коротким текстом о одежде или человеке, который ее носит. Они использовали разные стратегии, для продвижения новинок на французском рынке. Картинка Dieu de Saint-Jeanа показывает незнакомую леди в новом типе одежды — в манто, на прогулке в городе. Trouvain и Bonnart на своих гравюрах изображали якобы аристократов в модных костюмах. Тем не менее – это не реальные портреты, а знакомые имена на анонимных фигурах.
Например, гравюра подписанная François de Neufville, duc de Villeroy
3 / L’Art de la Mode, 1880 : Octobre, P Dujardin, L Eudes, 1880
4 / The Gallery of Fashion, anoniem, Nicolaus Heideloff, 1794
В 1774 году The Gallery of Fashion появляется на Английском рынке. Эта серия, несомненно основанная на французской Gallerie des Modes, была разработана с учетом особенностей английской придворной жизни. Мода туманного Альбиона тяготела к определенной громоздкости, а три страусовых пера на тюрбане молодой дамы (символ принца Уэльского) были обязательны при выходе ко двору.
5 / Зима и лето, Вацлав Голлара, 1643
Изображенные Голларом четыре сезона довольно необычны. Это не традиционные для того времени сюжеты сезонной обработки земли, а линия гравюр изображающих английских женщин в костюмах, соответствующих времени года. «Лето», с вуалью, защищающей лицо от солнца, а может от прохладного дуновения вентилятора 🙂 . «Зима» — голова прикрытая капюшоном, отороченным мехом. Кожа её лица защищена маской а руки меховой муфтой.
6 / Рисунки а-la-Mode, Romeyn de Hooghe, 1670 – 1685
С середины 17-го века модные мужчины носили чрезвычайно широкие штаны или rhingraves, украшенные «фартуком» из лент в сочетании с короткой приталенной курткой. Длинные вьющиеся волосы, туфли на высоком каблуке, большие плоские воротники и обилие пуговиц и тесемок приводили современников в изумление.
7 / Elegant gekleed paar D, Jan van de Velde (II), Claes Jansz. Visscher (II), 1603 — 1652
Элегантно одетая пара, Ян ван де Вельде (II), Клас Янс. Вишер (II) 1603-1652
8 / Staande man, gekleed volgens de mode omstreeks 1660, Jan van Troyen, Gerbrand van den Eeckhout, ca. 1660
Человек, одетый по моде, 1660 Ян ван Троен, Гербранд ван ден Eeckhout, около 1660
9 / Двое придворных, которые следуют последним указам, Авраам Боссе, Le Blond, во время или после 1633 — 1650
В 1633 году король Людовик XIII запретил любую одежду, которая была украшенна кружевами или вышивками золотом и серебром. Мужчина придворный на левом рисунке говорит, что он доволен более трезвым взглядом на одежду. Он оставляет слуге в благотворительном магазине свои роскошные наряды. Леди по соседству, с другой стороны, очень расстроена: она лишь хотела усилить свою естественную красоту красивой одеждой. За что такое наказание?
10 / Первый журнал о моде, А. Б. Дюамель Бюиссон 1789
15 ноября 1785 вышел в свет Cabinet des Modes — первый журнал, регулярно публикующийся и полностью посвященный новостям моды. Был доступен только по подписке и распространялся не только на национальном, но и международном уровне. В каждом буклете было по восемь страниц с изображением трех цветных гравюр. Через год изменил название на Magasin des Modes Nouvelles Françaises et Anglaises (Журнал о новостях моды Франции и Англии).
11 / Дама идет инкогнито в город, Франц Ertinger, 1689
12 / Прически, пуфы, шляпы и шапки, Depain, 1790
Женские стрижки были гениальным произведением искусства, сделанные из конского волоса. Волосы были завиты в кудри и сжаты в шиньоны, украшены перьями, лентами, искусственными цветами, тюлем и ювелирными изделиями. Эти пуфы имели причудливые названия. А парикмахеры, которые были скорее художниками, рекламировали свои новые модели и свое мастерство в печати.
13 / Gallerie des Modes et Costumes Français, 1786, eee 312: La minaudiere Marinette…, Pierre Charles Baquoy, Esnauts & Rapilly, 1786
14 / Journal des Dames et des Modes: Ladies’ Fashion. Пьер-де-ла Mésangère 1820
После бурного периода французской революции появился в 1797 году в первый раз модный журнал: Journal des Dames et des Modes, под руководством Пьера де Ла Mésangère. Для создания модных иллюстраций, называемых «Парижские костюмы» (Costumes Parisiens), привлекались лучшие мастера. В сущности первый случай фиксации «уличной моды», поскольку идеи выхватывались с парижских улиц. Это были платья с высокой талией и низким декольте, обувь «по-гречески» с поперечными ремешками впереди, кашемировые шарфы и ридикюли, (маленькие, поразительно выразительные сумочки), шляпы навесом и redingotes, jasjurken из Англии.
15 / Goubaud и сын, Ламуре, от 1860 — до 1870
Модные журналы с 1850 становятся дешевле и, следовательно, более доступными для широкой аудитории. Изобретение швейной машины в 1850 году способствовало развитию рынка производства одежды.
16 / Первый костюм, анонимно, Алекс. Альберт Бас, 1898
Изменения затронули женскую моду в 1890-х годах, особенно это касалось формы рукава. В сезон 1895-1896 они выскочил, в виде воздушного шара, а в 1898 году, они были снова облегающими. Полностью новой является идея юбки с соответствующим жакетом, и клетчатый ансамбль, который идеально подходит для путешествий. Это день рождения костюма!
17 / Ведомости дю Бон Тон, 1920 — №. 3, лист. 19: Antinéa / манто дю Суар, Поль Пуаре, анонимный, Поль Пуаре, Люсьен Фогель, 1920, фотомеханическая печать, Pochoir, ручной раскраски и текст в высокой печати, ч 245 мм × 189mm
На выставке представлено множество интересностей, и почти всё доступно в интернете по ссылкам: New For Now 1 — New For Now 2 — New For Now 3
С любовью к прекрасному, Инна Богданович.