Ноябрь, 2013 года
Событие конечно старое, даже древнее… Но эта работа пожалуй одна из лучших иллюстраций к некоторым моим размышлениям.
Общество, пропагандирующее эстетический нигилизм – стоит на грани упадка. Пресыщение порождает и стимулирует поиск новых форм, за неимением новых сущностей. Помните бритву Оккама? Аристотель как яркий представитель метафизического материализма (вот именно так, за что и любим церковью) формулирует принципы отказа от поиска новых граней (зачем объяснять объясненное!), хотя например алхимическая традиция подразумевает постоянный поиск неизвестного в известном…
Рационализм тренирует ум, но иссушает душу. Мы давно перестали задумываться над базовыми терминами, описывающими нашу как материальную, так и духовную культуру. «Ум-Разум, Этика-Эстетика, Охотник и Заяц, кто прав кто не прав, бла-бла-бла…» примерно так смотрят на все это очень многие. Тем не менее, сила сказанного слова и созданного образа велика, как раньше, так и теперь и формирует многие наши повседневные привычки.
Чем меня задела эта работа талантливого лондонского дизайнера? Пропустим явный китч, это было бы слишком просто. Больше волнует придание примитивным образам, воздействующим на самые низкие уровни сознания, черт Высокого Искусства. Задача достучаться до Разума или Души не ставится в принципе! Просто давим на болевую точку, и всё! Как в кино – «Такой бриллиант, в таком навозе!» — жесткий диссонанс обеспечивает максимум внимания, которое конвертируется в прибыль, и побежали дальше…
Вернемся к социуму. Связка Этика-Эстетика – своеобразный сообщающийся сосуд. Когда общественная этика максимально упрощается, уменьшая количество оправданных жизненных целей (в современном обществе, как на Западе, так и на Востоке, пожалуй, осталась одна — нажива), максимально упрощается и эстетическое восприятие окружающего мира. Отсюда – примитивное искусство, примитивное мышление, взрывы архитипичных страстей. Это проявляется как религиозный фанатизм, как социальный инфантилизм, когда впадение в крайности неизбежно. Именно этот, якобы поиск нового, приведет, в конечном итоге к испарению легкого слоя цивилизации с «дикого человека».
Для меня же выше приведенная инсталляция, по художественной силе, равна этой:
С любовью к прекрасному, Инна Богданович…