История моды. Часть третья. >> Часть вторая. >> Часть первая.
Chanel
Мода начала 20-го века насыщенна именами знаменитых портных, красиво именующих себя «couturier» и, надо сказать успешно, занимающихся последовательной трансформацией женского костюма где-то с 1880-х годов. Но появился человек, решивший изменить не платье, а образ современной женщины! Я смело могу назвать её первым «Дизайнером» в мире моды, в отличии от классического «Couturier».
Сегодня мы встретимся с создательницей «маленького черного платья», Габриэль «Коко» Шанель – основавшей самый известный модный Дом на деньги своих любовников, и изменившей правила высокой моды навсегда, своими коллекциями в «мужском стиле».
Париж, Франция – Невозможно оспаривать утверждение, что Шанель является наиболее известным дизайнером в истории моды – её репутация опережает соперников по цеху, таких как Dior, Balenciaga и Yves Saint Laurent, которые, к слову, сделали для моды гораздо больше чем она. Её сила в способности «считывать» времена и настроения, которые готовы изменить настоящее, и начать изменения прежде всех остальных. Она была истинным катализатором перемен в моде, но не всегда очень оригинальным создателем.
Её история стала легендой, и основные факты из жизни Габриель, в настоящее время являются частью модной мифологии, даже для тех, кто особо не интересуется модой. Биографии, мемуары, дневники, фильмы, игры; ее жизнь была вывернута наизнанку для всех, и нет никаких оснований полагать, что поток слов и образов посвященный ей будет уменьшаться в обозримом будущем. Так же как невозможно предположить, что две переплетенные буквы С, выйдут из моды. Хотя я со страхом думаю о том, что будет с Домом Chanel, когда уйдет Лагерфельд – этот пожалуй последний «классический мастер костюма». Именно Дом Chanel, во главе с Карлом Лагерфельдом сегодня, как и сто лет назад закладывает фундамент будущего моды, успешно вводя новые технологии в процесс создания одежды…
Родилась, Габриель в Сомюре, и была, до усыновления через год, незаконнорожденной дочерью бедного разносчика. Её мать умерла, когда ей было 12 лет, и любая гадалка с этого момента, не моргнув, предсказала бы весьма тоскливую и печальную жизнь для девочки. Но провидец, умеющий читать характер и силу воли, увидел бы возможность и для другого жизненного пути. Уже будучи молоденькой девушкой она обладала красотой, которая переросла в тот кокетливый стиль, что так очаровывал мужчин на протяжении всей её жизни, позволяя получать от них всё, что ей хотелось.
Факты из её детства и юности плохо известны. В то время – в последние годы 19-го века – в сельской провинции Франции бедняки мало кого интересовали, и документов почти нет. Эту скудость информации Габриель искусно использовала для создания мифа о себе. Из того, что известно точно – её окрестили именем Габриель через год после рождения, когда родители поженились, семья жила крайне бедно и, когда мать умирает от туберкулеза, отец отдает трех дочерей в приют и исчезает. Жизнь в Католическом приюте, под присмотром строгих монахинь (а методы воспитания тогда в таких учреждениях были на грани садизма!) к счастью не сломила молоденькую Габриель. Чем большее давление на себя она испытывала, тем сильнее был протест против всех форм дисциплины, и возникало ясное понимание необходимости борьбы за свою судьбу. Из приюта она вышла человеком, закаленным в решимости взять под контроль свою жизнь.
Мулен. Здесь Шанель работает швеёй и подрабатывает пением в баре, где получает свое прозвище «Коко», из-за песенки, которую исполняла. Она популярна, не в последнюю очередь благодаря тому, что стала весьма красивой молодой женщиной. Но настоящая жизнь, связанная с профессией принесшей ей славу, началась в 1906 году, когда она становится любовницей Этьена Бальзана – его родители владели текстильной фабрикой, а он сам увлекался скачками и владел превосходной конюшней. Ну что же, текстиль и лошади стали настоящей страстью всей жизни у Габриель, как и богатые, влиятельные мужчины, которые платили по счетам и помогали ей в бизнес начинаниях. Но быть просто любовницей её не устраивало. Она хотела независимости, и эта цель требовала выхода! Этьен устраивает её модисткой, чтобы Габриель не скучала во время его отсутствия…
Но всё изменилось, когда она встретила богатого англичанина, разделявшего её страсть к лошадям. Они были влюблены, и это, пожалуй, единственная настоящая любовь в жизни Коко Шанель. Артур Кейпел был по характеру под стать Габриели, и имел прозвище – Мальчишка (Boy). Они переезжают в Париж где, через год Шанель открывает свою первую шляпную мастерскую в узкой улочке под названием рю Камбон в январе 1910 года.
Благодаря связям своего любовника, Шанель очень скоро узнала, как живут настоящие аристократы и артистический бомонд, их привычки, разговоры и, главное, предпочтения в одежде. Я не думаю, что Габриели так уж не нравились наряды, созданные в Парижских мастерских. Но ей были понятны две вещи – эмансипация зашла слишком далеко и требует выхода. А, девушка из провинции должна бить на оригинальность 🙂 . И когда Артур Кейпел открывает для неё бутик в Довиле в 1913 году, она коварно начинает свою «частную войну», пытаясь изменить образ женщин, создав для них удобный и современный костюм из элементов мужского гардероба, взяв за основу типаж Артура. В Довиле она представила повседневные вязаные платья шокирующие своей простой по сравнению с тем, что выходило из салонов кутюрье в Париже.
Момент был выбран удачно, если так можно выразиться о начале Мировой войны. Но в 1914-1918 годах лишения, которые тем или иным образом отразились на всех, сделали женщин более восприимчивыми к простоте, чего могло и не случится в другое время. Шанель все больше и больше интриговала своих клиенток непринужденной элегантностью костюмов в «men’s style», особенно для загородного гардероба, используя много идей из одежды Кейпела. Продажи росли, и к концу войны это был успешный бизнес, с Домом Couture, зарегистрированным на рю Камбон и процветающего магазина «pour le sport» в Биаррице. Оба этих магазина хороший пример принципа – «роскошь простоты», которого Коко Шанель придерживалась всю жизнь. Она настаивала на совершенствовании мастерства и качества материалов, а также на необходимости модной женщине быть стройной на протяжении всей своей жизни, и возможно, это самый большой её подарок миру моды 🙂 .
Счастливая жизнь Шанель – если она была когда-нибудь счастлива – закончилась со смертью Артура Кейпела в автокатастрофе в 1919 году. «С его смертью я потеряла всё» — скажет она позже, но можно сказать, что многое Габриель и приобрела. Объясню. Франция как и Великобритания все еще били в трауре по многим погибшим в Первой мировой войне молодым людям. Практически не было ни одой семьи не тронутой горем – и рыдания заполнили улицы Парижа и Лондона, а женщины оделись в черное. Не имея семьи, Шанель стояла особняком к этому общему женскому горю. Смерть Кейпла – насильственная, как смерть в окопе – проложила психологический мост между ней и всеми женщинами Франции и Британии.
Несмотря на отсутствие формального образования, Шанель отличалась острым умом. Она знала, что молодые женщины, видя своих матерей, переживающих горе потери мужа или сыны, чувствовали почти принуждение к принципу «не влюбляться». Независимые холостячки изменяли идее женственности, и Шанель увидела знаки прежде, чем кто-либо другой. Я думаю, что вдохновением к ее «маленькому черному платью» из 20-х годов послужили три вещи. Во-первых Шанель признала необходимость послевоенного траура — даже для молодых женщин – никто не думал, что это может быть настолько шикарно. Во-вторых, она хотела заставить женщин перестать смотреть вниз, опуская глаза от горя. Таким образом, она обратилась к формальной мужской одежде – жесткий белый воротничок и крахмальные манжеты сделали смелое заявление об отмене мужского превосходства. Добавьте к этому – в-третьих – мрачную память о монахинях, которых она никогда не переставала ненавидеть, с их черными привычками и белых головных уборах. У нас получилась хитросплетённая психологическая конструкция, давшая жизнь замечательному творению портновского искусства…
По мере того как век перевалил в 20-е годы, Шанель была признана одной из величайших лидеров моды не только в Париже но и во всем мире. Её стиль и палитра кажутся современными и сегодня: шик и спортивность днем, и откровенная романтичность вечером. Часто забывают о том, что в 20-х и 30-х годах, она создала женские вечерние платья из кружева, которые дали ночью женщинам столько же власти, как и одежда которую они носили днём.
У неё было все, чтобы идти своим путём, но были и другие знаменитые кутюрье в Париже, не в последнюю очередь Vionnet, мадам Grès и Lanvin, а также два главных её соперника — Пату в 20-е годы и Скиапарелли в 30-х годах. Защищая свою собственную позицию, она сделала всё, чтобы очернить их и их стиль. Пату был популярен в Америке, которая становилась одним из наиболее прибыльных рынков для модной индустрии, и за этот рынок стоило бороться. Скипарелли поражала ярмарочной смелостью и остроумием, и заполняла заголовки газет каждый сезон, к глубокому огорчению Шанель.
Edna Woolman Chase — главный редактор американского, французского и британского Vogue в течение более полувека, часто приходилось спорить с Габриель по поводу редакционной статьи, если она была посвящена ей и Пату. Она не хотела, чтобы её одежда была на одной странице с нарядами Пату и угрожала снять рекламу своего Дома, если журнал не обеспечит эксклюзив. Но Чейз была столь же жесткой как и Шанель, и, как правило, Габриель уступала. Однажды она отметила: «Шанель — воплощение Тиль Уленшпигеля… Никто ни когда не уверен, сделаны её шалости преднамеренно, или выскочили из подсознания». Я думаю, что мадам Коко была капризной дамой, решившей, что весь мир ей обязан. В не зависимости от этого, результат её трудов мне нравится 🙂 …
Никому не доверяя, она была не прочь брать деньги в обмен на своё тело и использовать их, чтобы сохранить свою независимость, выбирая любовников из сугубо практических соображений. После Кейпла, был великий князь Дмитрий Романов и герцог Вестминстерский, а во время Второй мировой войны, Haus Гюнтера фон Dincklage.
С ним Шанель провела время оккупации Парижа, в отеле Ritz, закрыв свой бизнес в 1939 году. После войны, чтобы избежать наказания за сотрудничество с оккупантами (как минимум таким женщинам в Париже обрезали волосы, а иногда и голову L) Шанель покинула Францию и уехала в Швейцарию, по слухам с согласия Уинстона Черчилля. На этом карьера Габриели могла закончиться, и её имя всё равно бы занимало почетное место среди лучших мастеров мира Высокой Моды. Но, вместо этого, она решила вернуться – очень рискованно для старой женщины, потерявшей связь с современной модой. Одно из самых её ярких творений – аромат Chanel № 5, начал терять продажи, так как мир парфюмерии напрямую завязан на мир гламура и модных показов. По слухам именно это и вынудило её принять решение о возобновлении работы Дома Chanel. Другие утверждали, что это была личная ненависть Шанель к засилью гомосексуальных дизайнеров, которые, в 50-е годы, преобладали в Парижских Домах haute couture. Несмотря на то, что она восхищалась и приняла Balenciaga как великого мастера, она увидела, что Dior, Balmain и другие, перечеркивают всю работу, которую она проделала, чтобы упростить и модернизировать женскую одежду. Она была полна решимости остановить их шовинистическую романтику (как ей казалось 🙂 ). Она считала слишком нарядно одетых женщин – слишком зависимыми от мужчин!
Chanel представила свою новую коллекцию 5 февраля 1954 года. Французская пресса, до сих пор не простившая её поведения во время войны, встретила показ холодно, но американская и британская пресса увидела в её мягких, маленьких костюмах прорыв, объединяющей шик и молодость в свежей и доступной форме. Шанель совершила очередное чудо. Её костюм является стандартом одежды и в современной моде, который носят подростки, а также их бабушки 🙂 . А чудо? Ей было 71, когда она решила вернуться. Она умерла, одна, в 1971 году, в возрасте 88, после тяжелого рабочего дня. С тех пор о ней было написано больше слов, чем о любом другом модельере 20-го века.
История моды >> Часть вторая. >> Часть первая.
С любовью к прекрасному, Инна Богданович.