«Мода», как понятие коммерческое, возникло не так давно, где-то в середине 20-го века. Именно тогда, после всех бурь, вызванных революциями и войнами, в Европе и Америке выходит на первый план, как общественный, социальный и экономический субъект «средний класс». Именно его «претензию выделиться за скромные деньги» (скромные по сравнению с Высокой модой) и удовлетворяет «Мода», ценность которой искусственно завышают при помощи различных медийных технологий.
Вот что писал по этому поводу журнал Harper’s Magazine в 1941 году: «Мода не имеет ни чего общего, ни с красотой, ни со скромностью, ни с практичностью. Это естественная сила. Мы используем её точно так же, как электричество, хотя не до конца понимаем, что это такое…» Хорошая заявка на первичность и естественность!
В наше время массовое фабричное изготовление одежды практически вытеснило портновское ремесло с его эксклюзивностью и неторопливостью. Благодаря глянцу, телевидению, а теперь и интернету, все новинки становятся широко доступными. Впервые лицензионное создание копий ввел «отец Высокой моды» Чарльз Фредерик Уорт (1826–1895).
Его видение одежды прекрасно и радует взгляд до сих пор. Он продавал образцы своих моделей в ателье или крупные магазины по всему миру и был первым, кто попытался придать массовость Высокой моде.
Его аура элегантности и шика живет в House of Worth. Вот жакет 2010 года выполненный Джованни Баденом:
То, что демонстрируется на подиуме, является лишь частью замысла, образы идей коллекции, которая поступит в магазины и будет рассматриваться как модное направление.
В начале, определяют, какие из моделей войдут в ранг «люкс» (несколько эскизов), потом в ранг prêt-à-porter высокого качества (100-200 моделей), в классическую категорию (большие тиражи), а так же в ряд вещей, не имеющих тиражных ограничений. К последним относят обычно джинсы, футболки и т.д. Одежда двух последних рангов, как правило, поступает в крупные мультибрендовые магазины. А ограниченные тиражи продаются в фирменных магазинах Домов моды, либо в бутиках (придуманных, кстати, в Италии в 50-х годах 20-го века), для которых ассортимент отбирают закупщики (байеры).
Благодаря фотографам и стилистам в моду входят не отдельные нововведения дизайнеров, а определенный стиль, связанный с маркой и узнаваемый без логотипа. Этой простой вещи не понимают многие наши производители одежды – если вас не узнают без логотипа вы не «бренд», а дешевая массовка. Увы. Потому и платят дизайнерам в парижах заоблачные деньги – именно они создают узнаваемость.
Что бы коллекция была коммерчески выгодна, главная задача достичь компромисса между творчеством и прагматизмом. Задача очень не простая, но решаемая. В мире моды огромный выбор стилей на любой вкус, свобода выбора для всех! Но все, же душа тянется к эксклюзивности, и всегда будут люди, которые не хотят носить массовку, условно сидящую на фигуре, из некачественных материалов.
Маленький вывод. В стране с «недоразвитым» средним классом и мода обречена на недоразвитость. По причине отсутствия платежеспособного заказчика. Но даже наличие денег не гарантирует развитие «моды» в стране, где не хотят оплачивать «идею». Итальянцы это хорошо поняли 70 лет назад, создав практически с нуля понятие «итальянский дизайн». Результат у всех перед глазами. А мы продолжаем выпускать ВАЗы и Запорожцы, как в автопроме, так и в одежде. 🙁
С любовью к прекрасному, Инна Богданович