Голландский дизайнер Ирис ван Херпен (Iris van Herpen) прославилась на весь мир благодаря своей любви к современным технологиям: ее спаянные лазером кутюрные платья из пластика и резины больше похожи на скульптуры, чем на то, что можно носить.
Тем не менее поклонников у 27-летнего дизайнера хоть отбавляй — платья lris van Herpenносят Бет Дитто, Бьорк и Леди Гага. Ее имя уже включено в список дизайнеров Синдиката Высокой моды, а этой весной Ирис удивит нас появлением своей первой коллекции pret-a-porter.
Numero: Ирис, какой была ваша презентация в Baoli Vita в Майами? Как появилась идея превратить ее в перформанс?
Ирис ван Херпен: Все началось с того, что я решила провести презентацию новой кутюрной коллекции в ресторане. Я помню, как в детстве впервые попала в небольшой ресторан и увидела огромный аквариум с рыбами, и люди показывали на них пальцем, выбирая, какую же из них съесть на ужин. Через полчаса, прожаренная и уже съедобная рыба лежала на тарелке. Во время подготовки презентации я решила, что было бы интересно обыграть эту историю: поместить девушек в моих платьях в аквариум, как чудесных рыб, на которых люди будут показывать пальцем.
Это ваша первая презентация в Майами? Чем вам запомнилось участие в «Арт-Базеле»?
Да, это мой первый раз. Участие в таком мероприятии, как «Арт-Базель» — это приобщение к другому миру, миру, где современное искусство, мода, архитектура и дизайн существуют вместе. Люди вокруг открыты для новых идей и проектов, и это безумно приятно.
В работе над одеждой вы используете уникальные материалы, например пластик, чем привлекаете к себе внимание современных художников. Как вы относитесь к коллаборациям дизайнеров и художников?
Коллаборации помогают мне сделать то, что в одиночку я сделать не в силах. Архитекторы и художники не из мира моды думают совсем подругому, не как мы, они работают с другими материалами и технологиями, их творческий процесс очень отличается от процесса создания одежды. Если мы начинаем работать вместе, они вытаскивают меня из повседневной рутины и помогают найти новый путь развития моих идей. Я учусь думать подругому, чтобы получить новый результат.
Я люблю моду, она всегда будет моей отправной точкой для творчества, но всегда важно не застревать в одной дисциплине, проще говоря, расширять кругозор. Мир моды — отдельный мир, за пределами которого есть и другая жизнь. Важно реагировать на изменения в других сферах искусства, это очень вдохновляет на новые свершения в дизайне. Оглядываясь вокруг и общаясь с людьми из разных сфер, я начинаю больше любить моду, потому что не насыщаюсь ею.
Iris van Herpen Haute Couture S/S 2013
Как коллаборации отразились на ваших коллекциях?
Они отразились, в первую очередь, на технологиях работы, ведь я много сотрудничаю с учеными. В своих коллекциях я постоянно использую инновационные технологии в дизайне, работаю с пластиком и металлом — это помогает мне выйти за рамки привычного понимания моды. Одна из главных особенностей моды в том, что она зависит от сезонов, которые длятся примерно по три месяца, по их прошествии приходит новая мода. Если мы говорим об архитектуре, то ее сезон — пять, может, семь лет, а зачастую еще больше. Сезонность в науке — примерно пятнадцать лет. Не зря говорят, что мода быстротечна, это действительно так. Я стараюсь создавать одежду без времени и без сезонов, и я очень нетороплива в работе — если я не успеваю доделать платье к январю, то могу перенести его на июльский показ.
Как вам удается создавать новые коллекции каждый сезон?
У меня прекрасная команда! Со мной в ателье работают 23 профессионала швейного дела, это они помогают мне делать коллекции, которые, кстати, состоят всего из 12-13 платьев, но занимают долгие месяцы подготовки.
Мне повезло попасть на вашу выставку в музее Groпiпger в Нидерландах, ранее свои работы там показывали такие дизайнеры, как Аззедин Алайя, Рэи Кавакубо, Виктор Хорстинг и Рольф Снорен. Вы же достаточно молоды, вам всего двадцать семь лет. Что вы чувствуете, стоя в одном ряду с мэтрами мировой моды?
Мне было очень страшно, когда мне предложили показать свои работы в Groninger, ведь я работаю в моде всего пять лет, это совсем небольшой срок. Выставка-ретроспектива моих костюмов и платьев заставила меня оглянуться назад, посмотреть на все архивные работы и выбрать лучшие. Она помогла мне остановиться и в каком-то смысле даже подвести итоги.
Вы уже запланировали выставки на ближайшее время?
Да, в следующем году мои платья появятся на выставках в музее Metropolitan в Нью-Йорке и в парижском Музее моды и костюма.
Вы собираетесь запустить линию одежды pret-a-porter, можете рассказать нам будет ли это продолжение вашей кутюрной линии или нечто абсолютно новое? Какой будет повседневная одежда lris vап Herpen?
Коллекции pret-a-porter станут расширением кутюрной линии lris van Herpen и я бы очень хотела, чтобы их рассматривали, как единое целое. Производство одежды Haute Couture — настоящая лабораторная работа: мы вместе с учеными и архитекторами разрабатываем новые материалы и придумываем, как применить их к созданию одежды. И не важно, сколько времени и сил это может занять.
Одежда pret-a-porter тpeбyeт совершенно другого, скоростного ритма, она выходит за рамки моей привычной работы. Свою первую коллекцию готовой одежды я попыталась сделать как можно более повседневной: в ней есть трикотажные платья, костюмы и пальто — это вещи, которые можно носить в реальной жизни, а не только на сцене.
Почему вы решили заняться линией ready-to-wear?
После пяти лет постоянной работы над кутюрными коллекциями я почувствовала, что готова на нечто большее, у меня появились силы и потребность переключиться на новую волну в дизайне одежды. Я знаю дизайнеров у которых этот процесс происходит совсем по-другому — они начинают с pret-a-porter и лишь спустя годы начинают работать в Высокой моде. У меня все наоборот!
Что изменилось в вашей работе за эти пять лет?
В 2009 году я запустила бренд lris van Herpen с нуля и делала все сама — от PR до ручной работы над платьями, я трудилась 24 часа в сутки. Теперь я работаю с командой и время моей рабочей активности сократилось примерно на 12 часов. Наверное, поэтому именно сейчас я могу посвятить себя второй линии lris van Herpen.
Ирис, вы вдохновляете многих современных дизайнеров по всему миру. Что вы посоветуете молодым талантам, которые будут читать наше интервью и, возможно, захотят запустить свой бренд?
Не повторяйте моих ошибок! (смеется.) Я выбрала не самый легкий путь, но поняла, что главное — всегда быть в компании талантливых людей. Дизайнер не сможет стать успешным, если у него нет хорошей команды, которая будет правильно интерпретировать его идеи. Когда я только начинала работать с одеждой, я делала все сама, но если вы будете делать что-то по-настоящему интересное, люди к вам потянутся. Сохраняйте в себе творческое начало и фокусируйте свое внимание на том, что вам по-настоящему нравится. Никогда ничего не стесняйтесь. К сожалению, я очень стеснительный человек, и поначалу мне было очень тяжело делиться своими идеями с другими. И не слушайте, что о вас говорят. Если вам очень нравится то, что вы делаете, — продолжайте в том же духе, и точно найдется человек, который оценит вашу работу по достоинству. И, как говорится, меньше слов — больше дела! Я просто начала делать одежду и даже не предполагала, что из этого может получиться.
Материал сайта http://afternight.tv